Журнал Александра Костюхина

Previous Entry Share Next Entry
Создание социальной реальности. Как бизнес и общество учатся помогать
akostyuhin


В России активно развиваются волонтерские проекты и социальное предпринимательство, повышается корпоративная социальная ответственность. «Ъ» выяснял, почему растет социальная активность россиян, как бизнес влияет на развитие гражданского общества и отчего об этом не пишут СМИ.

Когда градообразующее предприятие в Чусовом в конце 2014 года вошло в кризис, в городке началась паника. Стало ясно, что Чусовской металлургический завод (ЧМЗ) ждут сокращения, и, даже если предприятие выживет, безработных точно станет больше.

Чусовой — моногород Пермского края с 45 тыс. жителей. Еще несколько лет назад он пребывал в депрессии: вечером некуда было пойти, отдыхали жители только на дачах, а молодые люди, закончив школу, уезжали навсегда или проводили досуг в Перми. К 2015 году в Объединенной металлургической компании (ОМК), в которую входит ЧМЗ, уловив новую тенденцию в российском бизнесе, начали развивать корпоративную социальную ответственность (КСО) в регионах присутствия.


«Именно в разгар кризиса, в 2015-м, мы запустили грантовый конкурс социальных и благотворительных проектов “ОМК-Партнерство”, в основе которого лежал принцип социального взаимовыгодного партнерства бизнеса, власти и общества,— рассказывает руководитель направления спонсорских и благотворительных проектов ОМК Ольга Миронова.— Мы решили развивать два направления: поддержку некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений и корпоративное волонтерство — стимулирование инициатив сотрудников ЧМЗ».

Участвовать в конкурсе «ОМК-Партнерство» могли все — НКО, государственные и муниципальные учреждения Чусового. «Заявки оценивал экспертный совет, состоящий из представителей предприятия, ресурсного центра для социально ориентированных НКО и местной администрации,— поясняет Миронова.— Для чего нам понадобилось партнерство с администрацией? Потому что наша идея заключалась не в постоянном финансировании этих проектов, а лишь в поддержке стартапов, развитию которых впоследствии содействовала бы местная администрация. Более того, участники проекта обучались социальному проектированию, фандрайзингу, продвижению проектов в СМИ, краудфандингу. Они могли получать президентские гранты, региональные субсидии, привлекать финансирование от других компаний. В каком-то смысле это превратилось даже в школу развития социальных проектов — люди начинали понимать, что же на самом деле интересно для этого населенного пункта, что перспективно». В 2015 году в рамках «ОМК-Партнерства» компания профинансировала 28 проектов на 4 млн рублей, в 2016-м — 14 проектов (2 млн), в 2017-м — 17 проектов (2 млн рублей).

В Чусовом в последние три года выигрывают проекты из нескольких сфер: связанные с поддержкой детей с ограниченными возможностями, с туризмом, спортом, благоустройством. Город известен не только знаменитыми туристскими сплавами по реке, давшей ему название, но и спортивной базой, на которой готовят фристайлистов: сборная России по фристайлу наполовину состоит из чусовлян.

В 2016 году ОМК открыла программу по развитию социального предпринимательства «Начни свое дело» в Чусовом, направленную на поддержку тех инициатив малого бизнеса и НКО, которые касаются острых социальных проблем города. Социальное предпринимательство — это нечто среднее между благотворительностью и бизнесом. Другими словами, компания решила вовлекать местные сообщества, предложив им реализовать их собственные благотворительные, добровольческие и социально-предпринимательские проекты.

Аудитория программы «Начни свое дело» — мелкий бизнес и НКО, способные запустить устойчивые проекты, приносящие небольшую прибыль и решающие социальные проблемы.

На эту программу в 2016 и 2017 годах ОМК выделяла по 3 млн рублей. Партнерами стали администрация Чусовского муниципального района, Пермский фонд развития предпринимательства и Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края. За два года в рамках программы было поддержано 20 проектов, создано 22 рабочих места.

На гранты чусовляне открыли в городе доступные спортклубы, антикафе, социальное клининговое агентство (ориентируется на оказание услуг социально уязвимым категориям граждан). Заработал экологический проект по сбору пластика для вторичной переработки, со временем он получил еще и региональную субсидию в размере 850 тыс. рублей. Стало получше с детским досугом и развитием: открылись роллердром «Надежда» и клуб ментальной арифметики «Альфа».

ЧМЗ развивает и программу корпоративного волонтерства. Сотрудница завода Оксана Трапезникова, дочь спортсмена-байдарочника, придумала волонтерский экологический и инклюзивный проект на реке Чусовой. Семьям детей-инвалидов, объединенных родительским сообществом «Фонарики», редко удается путешествовать, рассказывает Трапезникова, поэтому задачей проекта стало организовать сплав детей с родителями по Чусовой.

Плоты оборудовали, соединив катамараны устойчивыми платформами, подвели трапы для инвалидных колясок. Детей во время сплава учили ставить палатки, разводить костры, готовить еду на костре. А заодно развивали экологические мышление: на стоянках взрослые и дети собирали бытовые отходы. (Река ежегодно принимает более 60 тыс. туристов, на берегах полно мусора, административных возможностей для очистки территории нет.) «Этот проект в итоге повышает туристическую привлекательность нашей реки и учит семьи, наших жителей любить и ценить свой город, свою реку»,— говорит Трапезникова.

Сейчас проект «Чусовой — чистые берега» расширился, трансформировался в социально-предпринимательский. Оксана Трапезникова объявила сбор средств на платформе Planeta.ru на организацию регулярных инклюзивных экосплавов по Чусовой. «Для нас важно, чтобы люди из маленьких городов поверили в силу фандрайзинга и краудфандинга и осознали, что их инициативы могут быть интересны кому-то за пределами Пермского края,— объясняет Ольга Миронова.— Не исключено, что этот проект заинтересует российских любителей экотуризма».

В рамках программы корпоративного волонтерства на заводе придумали проект «Щедрая грядка»: осенью предприятие выкупает овощи у своих вышедших на пенсию сотрудников, имеющих дачные участки, а волонтеры раздают их одиноким заводским ветеранам. «В сезон завод выделяет около 100 тыс. рублей на закупку овощей,— рассказывает ведущий специалист отдела по связям с общественностью ЧМЗ Станислав Кернер.— Мы объезжаем участки наших заводских пенсионеров, у которых остаются овощи в избытке. Потом волонтеры формируют овощные наборы по 30–40 килограммов и раздают ветеранам завода. Получается, своему пенсионеру мы помогаем получить доход с земельного участка, а своим старикам — выжить».

Светлана Азовских прямого отношения к ЧМЗ не имеет, она окончила философский факультет в Перми, но, живя в Чусовом, благодаря заводу, стала социальным предпринимателем, выиграв грант на проект «Свободная песочница». «Сначала я открыла интернет-форум для молодых мам, лишенных возможности общаться,— вспоминает Азовских. — Но спустя год поняла, что интернет затягивает, дети начинают нервничать, появляется материнская агрессия. Кроме того, форум не решает проблем внутрисемейных отношений, а многие стесняются задать в интернете острый вопрос. При непосредственном общении все иначе. Мы открыли клуб для общения мам, на наши встречи всегда приходит специалист-психолог». На открытие клуба Азовских выиграла грант ОМК в размере 78 тыс. рублей — деньги пошли на аренду помещения, закупку мебели, канцтоваров. Пока в «песочницу» приходит 20 мам, в перспективе социальный предприниматель надеется создать клуб для пап, а главной своей миссией считает «вытягивание из социального одиночества». К чему может привести социальная изоляция, Азовских хорошо знает: в Чусовской детской больнице есть отделение для отказников, куда постоянно поступают дети из неблагополучных или асоциальных семей. «Обычно там по пять-шесть детишек,— говорит Азовских.— Я как-то попала в больницу с ребенком и увидела ту палату. Лица этих детей забыть невозможно — они смотрят в одну точку, не реагируют ни на что». В прошлом году по просьбе Светланы Азовских пермский благотворительный фонд «Дедморозим» заключил договор с больницей: теперь сюда регулярно приходят пять местных волонтеров. Так появился волонтерский проект «Больничные мамы». «Фонд помог нам оформить медкнижки, закупил игрушки и гигиенические наборы для детей, подготовил наших волонтеров и регулярно проводит супервизию,— рассказывает Светлана.— Для нас было открытием, что с детьми надо разговаривать, соединять их прошлое с настоящим днем. Их вырвали из семьи, с ними никто не говорит, все боятся им сказать про маму, потому что дети начинают плакать. Как правило, это ребятишки, изъятые из семей. Их родители еще не лишены прав, и дети могут болтаться в больнице и месяц, и два, бывает, и три. Когда дети долго находятся в больнице, они начинают кусаться, плакать, грызть матрасы. Но в процессе общения они стали меняться, откликаться, играть. Администрация больницы тоже поняла, как это важно, и наняла для отказников воспитателя, который занимается с детьми каждый день с утра до обеда. Мы бросили клич на нашем форуме для мам и оборудовали игровую площадку в больничном дворе: песочницу, горки, качели».

Все социальные проекты, выигранные в рамках грантовых конкурсов ОМК, финансирует Чусовской металлургический завод. Директора завода Владимира Кирзнера иногда спрашивают, зачем ЧМЗ дает деньги на социальные проекты, не лучше ли потратить их на собственных сотрудников. Он отвечает, что теперь, когда предприятие выбралось из убытков, стало ясно, что «развитие социального предпринимательства — лучшее антикризисное предложение»: «Мы и так помогали многим нашим сотрудникам и ветеранам завода, но поток просителей не иссякал. А сейчас многие жители города увидели новые возможности, стали в социальном смысле активнее».

В конце 2016 года Чусовой вошел в программу «Территория опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». В 2017-м ОМК получила премию фонда региональных социальных программ «Наше будущее» в номинации «Лучшая корпоративная программа по развитию социального предпринимательства», учрежденную Российским союзом промышленников и предпринимателей.

Философия социальной ответственности бизнеса: из Парижа в Москву

Директор по маркетингу московского офиса косметической компании Clarins Ольга Бабанакова рассказывает о международных гуманитарных проектах компании: партнерство с благотворительным фондом Pure Project, который занимается сохранением экваториальных лесов; строительство школ в Азии и Африке — там, где располагаются плантации компании, сотрудничество с фондом Лоры Буш Feed, помогающим африканским детям. Один из самых масштабных проектов европейского офиса Clarins связан с работой фонда Les Jardins du Monde («Сады мира»), который возглавляет сотрудник компании Жан-Пьер Никола, врач и этноботаник, изучавший полезные свойства растений. «На Мадагаскаре и в африканских странах Clarins выращивает сырье для своей продукции, а благотворительный фонд Жан-Пьера Никола на средства компании организует помощь местному сообществу. Они обучают местных жителей вести хозяйство, используя имеющиеся ресурсы. Фонд обустраивает там колодцы, а на Мадагаскаре организовал систему водоснабжения и возвел несколько школ. То есть компания не только получает сырье, не только дает работу людям и платит достойную зарплату — через обучающие и вспомогательные программы она участвует в жизни людей, повышает ее качество».

У Clarins 80 офисов в мире, и каждый может внести свой вклад в развитие благотворительных программ компании. По словам директора российского офиса Эдгара Шабанова, поначалу многие сотрудники относились к корпоративной благотворительности формально: «Все сводилось к тому, что мы покупали в головном офисе сумки и подарочные наборы, которые раздавали нашим клиентам в магазинах или сотрудникам компании, а процент от покупки этих вещей шел на международные благотворительные программы. Но Африка от нас далеко, а в России тоже многим нужна помощь. Головной офис не требовал от нас участия в благотворительности, хотя мы понимали, что социальная ответственность — это философия нашего бренда. И когда наш директор по обучению предложила вкладывать деньги в социальные проекты непосредственно в России, я ее полностью поддержал. Философию социальной ответственности мы перенесли теперь на местный рынок, уже в рамках тех проектов, которые мы считаем более подходящими для нас».

Инициатива развивать благотворительные проекты Clarins в России принадлежит директору по обучению Юлии Верезей. Несколько лет она проработала больничным волонтером и оказалась «вовлеченной в тему социальной ответственности». «В больнице я видела много детей из приютов, видела отказников, и постепенно приходило понимание, что моего личного волонтерства мало и что я могу делать что-то еще,— вспоминает Юлия.— Я пошла в школу приемных родителей при православной службе помощи “Милосердие” и там познакомилась с работой Елизаветинского сада для детей с ДЦП. Это совместный проект Марфо-Мариинской обители милосердия и православной службы “Милосердие”, содержится он на благотворительные пожертвования. Детский сад уникальный, в Москве таких больше нет. Я увидела героических родителей, которые привязаны к своим детям круглосуточно, потому что тех не берут ни в одно образовательное или досуговое учреждение.

Они живут в изоляции, для них этот детский сад — глоток воздуха, у них совсем нет времени на себя. Я видела, какой радостью лучились мамы и папы на детском утреннике, куда пригласили их детей, меня это потрясло. Там очень прогрессивная образовательная программа, высокопрофессиональные педагоги, но в какой-то момент стало нечем платить им зарплату — в кризис основные благотворители “Милосердия” урезали социальные бюджеты. А мы, наоборот, во время кризиса для благотворительности созрели».

Компания поддерживает Елизаветинский сад уже три года, говорит Юлия Верезей, и отдает ему 50% бюджета, предназначенного на социальные проекты (1,2 млн рублей в год). На эти деньги оборудована сенсорная комната, проводятся мероприятия, из них же выплачиваются зарплаты сотрудникам.

На остальные благотворительные проекты компания тратит еще около миллиона в год.

«Сейчас наш социальный бюджет составляет более 2 млн рублей,— поясняет Эдгар Шабанов,— мы вышли на эту цифру не сразу, но с углублением кризиса понемногу увеличивали бюджет».

Проект помощи сиротам компания запустила около двух лет назад. «С самого начала мы понимали, что возить подарки в детские дома — это не наш путь,— рассказывает Юлия Верезей.— Мы не хотели поддерживать сиротскую систему деньгами — нам хотелось помогать в развитии детей-сирот. Поэтому мы стали спонсировать волонтерский проект “Милосердия” в детских домах-интернатах для детей с умственной отсталостью. Это такие комбинаты для большого количества детей, где не хватает рук персонала и не хватает занятий для детей. Мы стали оплачивать выезд подопечных одного московского ДДИ на занятия в бассейн, на экскурсии, к коррекционным педагогам. Для детей каждый выезд — праздник, это их развивает само по себе, не говоря уже о педагогической части таких мероприятий. И тут особенно важно, что мы перечисляли деньги не в детский дом, а непосредственно в благотворительную организацию на конкретный волонтерский проект, за который получатель помощи обязательно отчитывается».

Третий социальный проект компании напрямую связан с ее основной деятельностью, на что указывает и название: «Мастер-классы по красоте». Несколько лет назад благотворительный фонд «Подари жизнь» сообщил, что ищет визажиста, который мог бы прийти в Центр Димы Рогачева и сделать макияж мамам детей, болеющих раком. «Мы выделили команду визажистов и тренеров и вот уже два года проводим такие мастер-классы не только в Центре Димы Рогачева, но и для мам детей с ДЦП, а также для сотрудников благотворительных фондов,— рассказывает Юлия Верезей.— Это не просто макияж, мы рассказываем о принципах ухода за лицом, преподаем наши собственные техники массажа, учим пользоваться косметикой, чтобы женщины могли и без нас проделывать все процедуры. За каждой клиенткой закреплен визажист или тренер. На первом же мастер-классе в онкоцентре мы увидели, как заулыбались мамы, они изменились не только внешне, но и внутренне: проявилась какая-то радость, они почувствовали, что в любой ситуации остаются женщинами, что они красивы и ценны сами по себе».

Мастер-класс оказался полезным для всех участников процесса, рассказывает Юлия: «Наши сотрудники вышли оттуда потрясенными. Они говорили, что впервые оказались в таком месте и поняли, что могут помочь, и от этого им захотелось помогать еще больше. Сейчас на каждый мастер-класс у меня очередь. Это дает мощный обмен энергией, меняющий людей с обеих сторон. В каком-то смысле наши сотрудники становятся волонтерами, и это круто».

95% работников компании — женщины, у большинства есть дети, и развитие социальных проектов позитивно влияет на эмоциональный фон в коллективе, говорят мои собеседники. «Люди меняются на глазах,— отмечает Эдгар Шабанов.— Когда Юлия предложила провести у нас в офисе мастер-класс по красоте для женщин, больных БАС (боковой амиотрофический склероз.— “Коммерсантъ”), все эту идею поддержали. Женщины с БАС парализованы либо полностью, либо частично — сидят в инвалидных колясках. У нас тут большой офисный центр, и мы сначала переживали, как отреагируют другие обитатели здания. Но абсолютно все отнеслись благожелательно. Мне кажется, наше общество уже созрело для принятия людей с особенностями, стало более толерантным».

Подопечным благотворительного фонда «Живи сейчас» — пациентам с БАС — отмерено совсем немного: болезнь плохо изучена, она стремительно развивается, парализуя мышцы и дыхательную систему. Специалисты делают женщинам с БАС макияж, а потом проводят фотосессию. На фотографиях они улыбаются и хотят, чтобы близкие запомнили их именно такими. «Этот проект принес нам всем много открытий,— делится Юлия Верезей.— В какой-то момент перестаешь видеть коляски, скованные позы, а видишь только женщин, которые прекрасны. Мы вдруг поняли, что этот проект полностью отражает философию нашего бренда: любая женщина может быть красивой. И еще мы поняли, что социальные ценности, которые мы продвигаем, принесли больше пользы нам самим, чем тем, кому мы помогаем. Я стала получать от сотрудников письма, содержание которых сводится примерно к следующему: “Я не знала, что помогать можно так легко, что все это так рядом”. Раз в год мы проводим внутри компании опрос сотрудников, удовлетворены ли они своей работой и условиями, и большинство отметило, что доверяет своей компании, потому что она заботится о людях, которым плохо, а значит, она никогда не поступит плохо и со своим сотрудником».

По словам Эдгара Шабанова, социальная активность компании меняет жизнь окружающих людей, повышает лояльность работников и развивает философию бренда. «В головном офисе очень позитивно оценили наш опыт социальной активности, а наши сотрудники настолько прониклись идеей благотворительности, что многие сами теперь участвуют в каких-то благотворительных акциях. Когда мы проводим корпоративные мероприятия, на них собирается по 500–600 человек из разных регионов России. Там много наших продавцов-консультантов из обычных парфюмерных магазинов. И, когда они слушают рассказы про наши социальные проекты, смотрят фотографии и видео, они плачут, аплодируют стоя, это потрясающе. Мы всего лишь запустили несколько благотворительных проектов, а получается, что инвестировали в социальный климат компании».

Трудоустройство инвалидов как способ улучшить атмосферу в бизнесе

Алена и Стас пришли работать в логистическую компанию Poni Express в прошлом году — на курс профессиональной подготовки в рамках проекта «Первый опыт» Межрегионального общественного благотворительного фонда «Качество жизни». «Отдел кадров нашей компании, в который обратился фонд “Качество жизни”, опросил все наши департаменты, готов ли кто-то взять на практику двух ребят с инвалидностью,— рассказывает руководитель департамента расчета с клиентами Poni Express Ольга Теплова.— Мы согласились. Конечно, было страшновато. С сотрудниками я обговорила наше участие в проекте, объяснила, что к нам приходят люди, которые очень хотят работать, но им никто не дает такой возможности. У них были неудачные попытки трудоустройства, им будет тяжело, и мы можем сделать их практику здесь комфортной. Сотрудники приняли это очень хорошо, коллектив настроен ребятам помогать. Если они медленнее что-то делают, потому что им физически тяжелее, то кто-нибудь всегда приходит на помощь».

Полная версия: https://www.kommersant.ru/doc/3367083



Recent Posts from This Journal


promo akostyuhin november 1, 2014 17:56 30
Buy for 10 000 tokens
Вчера, 31 октября, в Боровичи приезжала делегация прокурорских работников. Возглавлял делегацию заместитель прокурора Новгородской области старший советник Константин Сомов. Заявленная цель визита – улучшение взаимодействия предпринимателей и прокуратуры. Константин Сомов старательно…

?

Log in

No account? Create an account